Почему баллоны покрываются инеем?
Здесь также можно развенчать одно из самых частых заблуждений. Принято полагать, что если такое устройство «замерзает», то покрывается инеем. Некоторые даже утверждают, что нужно утеплять такое оборудование при помощи одеял, старых пальто и прочих подручных приспособлений. Так вот, иней быстрее исчезнет, если газовую емкость оставить, как есть, не помогая ей «оттаять» теплыми вещами.
Низ газового баллона, который покрыт инеем
Появление инея можно объяснить рядом физических процессов, которые происходят внутри конструкции при подключении его к печам либо горелкам. В такие моменты наблюдается активный расход топлива, следовательно, большие объемы газовой жидкости превращается в парообразную фракцию. А такое явление всегда сопровождается большим потреблением тепла, именно по этой причине поверхность баллона становится намного холоднее температуры в окружающем пространстве. Влага в воздушном пространстве начинает проявляться в виде конденсата на стенках установки, в последующем превращаясь в иней. Это абсолютно естественное явление, с которым ничего не нужно делать.
Более того, все попытки воспользоваться искусственным «утеплением» нарушают нормы техники безопасности при эксплуатации, а также сказываются на ухудшении теплообмена устройства с окружающей средой и влияют на условия подачи газа. Если ваша горелка не радовала грандиозным пламенем, то после ваших «маневров» с одеялом, она может вовсе перестать работать.
Не утепляйте ничем газовые баллоны!
В целом, при подключении газовых устройств с высокой мощностью нужно осознавать, что баллон с газом обладает ограничениями по быстроте отдачи. Это значит, что жидкое топливо превращается в паровую стадию постепенно. К примеру, баллон на 50 литров может обеспечивать около 500 граммов газа за 60 минут. Это эквивалентно мощности в 6-7 кВт. В холодное время года этот показатель уменьшается в два раза, если оборудование расположено на улице. Летом ситуация обратная: максимальная скорость расхода увеличивается.
В любом случае, можно сделать вывод, что иней является свидетельством того, что баллон не может справится с высоким потреблением топлива. Это может послужить причиной временного падения давления газа и выходом из строя оборудования. Если это произошло, то лучше остановить потребление и дождаться, пока возникнет достаточная паровая шапка.
Сроки обслуживания
Нормальная и стабильная работа газового оборудования на авто, возможна только при его своевременном обслуживании (ТО). Производители ГБО 1,2 и 3 поколений заявляют о проведении регламентных работ в пределах 10-15 тысяч км. пробега машины. В которые включены такие операции, как:
Но на деле часто приходится сокращать межсервисный интервал по пробегу, причин несколько:
некачественное газовое топливо на заправках (пропан-бутановая смесь); низкий уровень качества запасных частей, а также их подделки; долгая работа двигателя на газу, при стоянке автомобиля (как в случае с моторным маслом).
Пункт 540
«При эксплуатации, наполнении, хранении и транспортировании баллонов, изготовленных из металлокомпозитных и композитных материалов, должны быть выполнены дополнительные требования, установленные разработчиком проекта и (или) изготовителем баллона и указанные в руководстве (инструкции) по эксплуатации и иной документации изготовителя»
Пояснения: Если вы используете композитные баллоны, то на основе паспорта необходимо составить проект или другую документацию по эксплуатации. Как и что там писать – это уже дело каждого отдельного предприятия, но эта документация обязательно должна быть.
Заключение
Подытоживая вышеперечисленное, еще раз отметим, что каждое предприятие, работающее с промышленными газами, обязательно должно ознакомиться с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности по газам и соблюдать эти нормы не только чтобы избежать крупных штрафов, но и чтобы обезопасить своих работников от несчастных случаев и происшествий.
Любая авария, любой больничный — это прямые убытки и ущерб работе компании, и в данном случае потратить время и силы на обеспечение стабильности деятельности будет более чем оправданным вложением.
Также рекомендуем вам внимательно относиться к поставщикам газов — если организации не соблюдает требования по эксплуатации и транспортировке баллонов, стоит задуматься о безопасности их продукции и качестве представляемых услуг и товаров. К примеру, в компании “Промтехгаз” очень тщательно и строго подходят к соблюдению необходимых норм, что гарантирует безопасность не только для нас, но и для наших клиентов. Мы заинтересованы в стабильной работе наших контрагентов и долгосрочном сотрудничестве.
Особенности устройства и маркировка газового вентиля
Изготовление и использование газобаллонных установок осуществляется по все еще действующим советским ГОСТ NoNo 15860, 949-73, 9731-79 и 12247-80. Сосуды производятся из стали марок: 45, 30ХМА, 30ХГСА и 34CrMo4. Предельно разрешенное давление варьируется от 1.6 МПа до 19.6 МПа, а толщина стен в пределах от 1.5 до 8.9 мм. Баллон укомплектован колпаком, накручивающимся на особую резьбу и полностью защищающим вентиль. В некоторых конструкциях он приваривается и таким образом защищает вентиль от повреждений.
Комплектация баллона:
- корпус газобаллонной установки металлический или композитный;
- запорно-регулирующая арматура;
- защитный колпак;
- транспортировочные фиксирующие кольца;
- башмак для устойчивости конструкции;
- металлическая табличка с техническими данными.
Стандартный вентиль ГБ выполнен в форме тройника с тремя выходными резьбовыми штуцерами. Последние модели выпускаются с предохранительными устройствами в виде дополнительного выступа для сброса излишнего давления, образовывающегося при нагревании или неверном наполнении. Штуцер внизу подключается к ГБ, на верхний крепится маховик, а установленный сбоку — для технологического заполнения и сброса среды.
Вентиль для пропанового газового баллона
Типы вентилей классифицируются по виду заполняемых реактивов:
- Ацетиленовые — белого цвета со специальным вентилем для контактов с химическими активными веществами.
- Кислородные — синего цвета, предназначенные для наполнения: O2, Ar, Н2, N2 и СО.
- Сжиженный газ — красного цвета для горючих углеводородов. К ним комплектуется кран марки — ВБ-2.
Обзор лучших способов выкрутить вентиль
Но рассмотренный способ — не единственный. Многие домашние умельцы предлагают ряд других вариантов, с применением различных подручных инструментов. Предлагаем 7 простых способов откручивания вентиля с применением подручных средств. Если у вас не получится с первого раза, то всегда можно применить другой вариант.
В тисках нужно зажать корпус баллона. Для чего башмак надежно фиксируют тисками.
Закрепив башмак баллона, на вентиль надевают ключ. Чтобы хватило физической силы для раскручивания вентиля, на ручки ключа надевают металлическую трубу
Надев рукавицы, осталось взяться за удлиненную ручку ключа и, приложив усилие, крутить против часовой стрелки. Сначала все будет идти туго, но, сделав половину оборота, вентиль пойдет гораздо легче. В конце можно его выкрутить руками.
Второй способ не менее прост, чем предыдущий. Все, что понадобится — зажать в тиски кран баллона, а крутить за корпус, используя для этого ремни.
Если ремней нет, но есть цепи, то их также можно использовать. Для чего их нужно зафиксировать на корпусе баллона, вентилем закрепленного в тисках, и с помощью лома или длинной металлической трубы крутить против часовой стрелки
Первый оборот будет сложным, а далее можно завершить выкручивание вручную, отложив металлическую трубу.
Уголок длиной около 1 м нужно приварить со смещением вправо — предстоит раскручивать баллон против часовой стрелки, поэтому пользователю должно быть удобно это делать
Этот способ со сваркой прост, если у вас есть в гараже сварочный аппарат и вы умеете пользоваться сваркой. Что касается безопасности, то не нужно бояться приваривать к башмаку металлическую конструкцию — баллон таким образом вы никак не повредите.
Для реализации этого способа откручивания вентиля понадобится два ключа — №5 и №3.
Большим по размеру ключом (№5) предстоит зажать резьбу, на которую обычно накручивается транспортировочный колпак для защиты вентиля.
А ключ №3 будет использоваться для откручивания крана. Его ручку желательно удлинить, используя для этого подходящий отрезок трубы.
Если у вас нет опыта выкручивания крана подобным образом, то для реализации этого способа желательно пригласить помощника. Пока один пользователь будет придерживать ключ №5, второй человек сможет раскрутить кран против часовой стрелки, используя ключ №3 с рычагом
Затем можно использовать тот же ключ №3 с рычагом (длинная металлическая труба, которая надета на ручки этого ключа).
Можно также приварить к башмаку уголок и зафиксировать его подручными средствами. Или же пригласить помощника — он будет придерживать уголок, чтобы баллон не смещался в процессе выкручивания вентиля
Ремнями или цепями предстоит притянуть корпус баллона к чему-то, прочно зафиксированному — уголку, стволу дерева. Затем взять ключ №3 и откручивать кран, помня, что у него конусная правая резьба — т.е. крутить нужно против часовой стрелки.
В качестве прочной опоры можно использовать дерево, растущее на участке, или любое другое приспособление, подходящее для этих целей. Если резьба не поддается, можно взять ключ №5
Еще один надежный способ фиксации — в яме. Для начала потребуется прикрутить к башмаку металлическую трубку длиной до 1 м. Для чего можно использовать уже имеющиеся отверстия в башмаке. Если же их нет, то просверлить.
Осталось только взять ключ и раскрутить вентиль против часовой стрелки.
Способ с зарыванием баллона прост, но потребует от исполнителя значительных затрат времени и сил — ведь яму предстоит вырыть немаленькую. Зато можно обойтись без помощника
Зимой вместо ямы можно воспользоваться прорубью, приморозив в ней баллон.
Источник
Гарантия
На газовые баллоны устанавливается срок гарантии 1—2 года со дня продажи, в зависимости от материала корпуса. Срок службы резервуара — до 30 лет.
Условия для выполнения заводом-изготовителем гарантийных обязательств:
- наличие паспорта;
- сохранность заводской маркировки и серийного номера на устройстве;
- строгое соблюдение инструкции по транспортировке, хранению, установке, эксплуатации и обслуживанию устройства, а также руководства пользователя;
- наличие гарантийного талона, заполненного продавцом;
- для некоторых изготовителей обязательное условие — регистрация гарантии на официальном сайте завода;
- отсутствие следов попытки самостоятельного ремонта или переклеивания маркировки.
Исполнение гарантийных обязательств берёт на себя производитель.
В них входят:
- тестирование;
- бесплатный ремонт;
- замена на аналогичное по техническим характеристикам оборудование должного качества;
- денежная компенсация.
Гарантия не распространяется на кожух композитного баллона, а также на ёмкости со следующими внешними дефектами, возникшими при транспортировке и эксплуатации потребителем:
- механические повреждения цилиндра от контакта с острым предметом или полученные в результате падения, удара — царапины, выбоины, вмятины, деформация, трещины, потёртости, вызвавшие уменьшение толщины стенки баллона;
- потемнение цвета вентиля или появление вкраплений на его корпусе.
При наступлении гарантийного случая составляется лист рекламации, который должен быть направлен производителю.
Рекламация принимается при условии присутствия серийного номера изделия в базе данных завода-изготовителя или предъявления копий документов, подтверждающих факт продажи товара с не истёкшим сроком годности.
Как определить бракованное или неисправное изделие
Современные сертифицированные производители баллонов выпускают эффективные конструкции, соответствующие требованиям ГОСТ. Если перед вами контрафактное изделие, то его очень легко определить. Нужно всего лишь знать основные стандарты.
Основной текст на этикетке должен занимать 2/3 ее площади. Причем все буквы должны быть одинаковой высоты, равной 6 см. Надпись должна содержать информацию о массе пустого и вместительности полного баллона, должна быть указана дата выпуска и технического осмотра, товарный знак производителя, а также другая информация.
О неисправности баллона говорят следующие факты:
- на самом вентиле не прокручивается маховик
- на поверхности емкости или вентиле невооруженном глазом видны механические деформации: царапины, потертости, трещины, вмятины, следы коррозии.
- надпись на этикетке гласит о том, что дата технического осмотра была просрочена;
- в воздухе ощущается запах газа;
- башмак баллона установлен неправильно или поврежден;
- штуцер не имеет заглушки.
Важная информация для потребителей. Давление в баллоне должно оставаться всегда! Емкость нельзя опустошать полностью!
Руководство по самостоятельному устранению неисправности газового вентиля
Современный газовый баллон соответствует ГОСТ 949-72 и представляет собой прочный цельносварной элемент из углеродистой либо легированной стали. Согласно стандарту, толщина стенок баллона не может быть меньше 2 миллиметров. Для того, чтобы находящийся внутри газ давил одинаково на верхнюю и нижнюю части, их делают вогнутой и выпуклой.
Сами баллоны, в зависимости от находящегося в них веществе и его количества могут иметь разные размеры, форму и цвет. Но одно остается неизменным – любой газовый баллон обязательно должен иметь паспортные данные, присваиваемые на заводе. В верхней части находится горловина, снабженная резьбой, в которую и вставляется вентиль.
- Неисправность вентиля – не поворачивается маховик или присутствуют иные проблемы;
- Коррозия, вмятины или прочие повреждения на теле баллона и вентильной части;
- Просрочена дата освидетельствования;
- Чувствуется газ в воздухе;
- Криво установленный или поврежденный башмак баллона;
- На штуцере нет заглушки.
Сам по себе баллон цельный, и что-то сломаться там вряд ли может. Поэтому основное количество неисправностей касается газовых вентилей.
Порядок действий:
- Ремонт осуществляется в хорошо проветриваемом помещении;
- Открываем запорный узел, чтобы дать остаткам газа выйти наружу;
- Чтобы вывернуть вентиль вручную или газовым ключом, необходимо прогреть этот элемент. В этом случае никакой опасности нет, так как в баллоне находятся только газовые пары, а не их смесь с воздухом, которая и является взрывоопасной в первую очередь. Единственное, за чем необходимо следить – умеренный нагрев конструкции, так как перегрев может повысить давление в баллоне. Смысл прогрева заключается в том, что металл расширяется и вентиль становится возможно выкрутить даже вручную, либо с небольшим усилием рычага в виде того же газового ключа;
- После снятия элемента конический штуцер герметизируют – на него накладывается уплотнитель, либо фторопластовая лента;
- Монтируется новый вентиль, после чего факт и время ремонта заносятся в паспорт баллона. Монтаж осуществляется специальным динамометрическим ключом, который дает возможность правильно дозировать усилия и не сорвать резьбу. Максимальное разрешенное в этом случае давление составляет 480 Нм для стальных, и 250 для латунных вентилей;
- Сняв вентиль с баллона, необходимо слить из него конденсат, если речь идет о широко используемом нами пропан-бутане. Данная процедура практически никем не выполняется, несмотря на то, что она крайне желательна. Однако сливать необходимо вдали от жилых домов, так как конденсат сей имеет крайне неприятный запах.
Требования по производственным процессам и техническим характеристикам газовых баллонов регламентируются довольно старыми ГОСТами 949-73 и 15860-84.
Максимальное рабочее давление в устройствах колеблется от 1,6МПа до 19,6МПа, а толщина стенок может варьировать от 1,5 до 8,9 мм.
Защитный колпак на газовых баллонах может накручиваться на специальную резьбу горловины, полностью закрывая вентиль, или быть приваренным к корпусу и лишь защищать кран от случайных внешних ударов
Стандартный газовый баллон в сборе состоит из следующих элементов:
- Корпус баллона.
- Вентиль с запорной арматурой.
- Закрывающий вентиль колпак.
- Подкладные кольца для фиксации и транспортировки.
- Опорный башмак.
Выбитую на баллоне информацию используют сервисные центры при заправке и повторном освидетельствовании оборудования, поэтому не следует её сильно закрашивать краской
Дно баллонов имеет форму полусферы для равномерного распределения внутреннего давления. Для лучшей устойчивости корпуса снаружи приваривают башмак, на нижних кромках которого зачастую имеются отверстия для крепления баллона к горизонтальным поверхностям.
С видами газовых баллонов и особенностями их маркировки ознакомит статья, которую мы рекомендуем просмотреть и почитать.
- запрещается пользоваться неисправными газовыми баллонами;
- запрещается хранить баллоны в местах постоянного проживания людей;
- нельзя открывать вентиль очень быстро: наэлектризованная струей газа головка может стать причиной взрыва;
- периодически проверять исправность и герметичность вентиля;
- запрещается использование или нахождение на одном рабочем месте двух пропан-бутановых баллонов одновременно.
Виды и устройство вентилей
Резьба у вентилей для газовых баллонов стандартизирована, а вот сами они могут иметь разнообразную конструкцию. На выбор модели вентиля влияет вид хранимого химического вещества, производственные особенности эксплуатации и количество денег. Перед покупкой нового оборудования следует ознакомиться с вариантами исполнения и внутреннего устройства вентилей.
Классификация запорной арматуры для баллонов
Конструкционные особенности вентилей газовых баллонов обусловлены не прихотями инженеров, а соображениями техники безопасности.
Газовый вентиль модели ВБ-2. Эта модель вентиля положительно зарекомендовала себя ещё в советское время. Уже десятилетия она используется в быту и промышленности, принося минимум проблем
В зависимости от материала исполнения запорная арматура делится на:
- латунную;
- стальную.
Выбор металла для изготовления корпуса вентиля обусловлен видом содержащихся в баллоне газов. Различают следующие типы запорных кранов, в зависимости от типа хранимых химических веществ:
- Ацетиленовые. Корпус таких баллонов окрашивается в белый цвет. Специальные вентили используются в баллонах с ацетиленом, хлором, аммиаком и другими агрессивными веществами.
- Кислородные. Баллоны окрашиваются в синий цвет и предназначаются для хранения кислорода, аргона, водорода, азота, углекислого газа и других инертных газов.
- Пропан-бутановые. Окрашиваются в красный цвет и предназначаются для хранения соответствующих названию веществ и других газообразных углеводородов. Наиболее распространенная модель типа вентиля для такого баллона – ВБ-2.
Вентили для ацетиленовых баллонов не изготавливаются из латуни, потому что содержащиеся в них вещества могут вступать в химическую реакцию с медью. Обычно для изготовления запорной арматуры этого типа применяют углеродистую или легированную сталь.
Устройство газового вентиля
Стандартный газовый вентиль имеет вид тройника, на каждом штуцере которого нарезана наружная резьба. Более продвинутые модели могут иметь дополнительный выступ – предохранительный клапан. Его предназначение – сброс избыточного давления в случае нагрева полного баллона или при неправильно осуществляемом заполнении.
Нижний штуцер вентиля используется для присоединения к газовому баллону, верхний – для крепления маховика, а боковой – для подключения коммуникаций для выхода и закачки газа. Устройство крана для газового баллона довольно простое. Запорная арматура обычно состоит из таких общих элементов:
- Латунный или стальной корпус.
- Сальниковый вентиль или маховик, присоединяющийся к корпусу накидной гайкой.
- Внутренний запирающий механизм с клапаном и штоком.
- Уплотнительные прокладки.
- Заглушка на выпускное отверстие.
Более подробно рассмотреть устройство вентилей на газовых баллонах каждого типа можно на представленных изображениях.
Галерея изображений
Фото из
Спуск ядовитых газов через предохранительный клапан может навредить здоровью даже на открытом пространстве
В ацетиленовых вентилях используют максимум уплотнителей, чтобы ядовитые газы не попали наружу
Прокладки в таком вентиле не должны быть из чистой резины, потому что она способна взаимодействовать с кислородом
Уплотнители на пропановых баллонах простые, потому они должны выдерживать максимальное давление всего в 16 атмосфер
Вентиль с предохранительным клапаном
Вентиль для ацетиленового баллона
Вентиль для кислородного баллона
Вентиль для пропан-бутанового баллона
Изношенные вентили могут пропускать небольшое количество газа, что в закрытых помещениях может привести к непредсказуемым последствиям. Для предупреждения таких ситуаций используется заглушка на боковом штуцере, которая служит для дополнительной герметизации баллона при транспортировке и длительном хранении.
Направление резьбы на выпускных отверстиях зависит от химических веществ, которые содержатся в баллонах: правое используется для негорючих газов (кислород, азот, аргон и т.д.), а левое – для горючих (водород, ацетилен, пропан и т.д.)
Принцип работы газового вентиля в собранном виде ничем не примечателен. Для подачи газа и его перекрытия достаточно просто медленно поворачивать маховик в соответствующую сторону.
Как проверить герметичность?
При проверке герметичности соединения вентиля потребуется закачать в газовый баллон газ под давлением.
Это можно сделать двумя способами:
- Закачать газ с помощью компрессорного оборудования или автомобильного насоса.
- Соединить шлангом два баллона, первый из которых пустой (тестируемый), а второй – заполненный газом.
Если мыльные пузыри нигде не надуваются, то соединение герметично. Но если появляются хотя бы незначительные вздутия пены, то придется перекручивать вентиль заново.
При погружении вентиля в воду желательно закрыть боковой штуцер заглушкой, чтобы вода и содержащиеся в ней взвешенные частицы не попали в запирающий механизм
Если баллон небольшой, то можно погрузить его вентиль в небольшой тазик с водой и посмотреть наличие пузырьков.
После замены запорной арматуры в паспорте газовых баллонов обязательно проставляется соответствующая отметка.
Следует помнить, что описанные выше способы замены отслужившего вентиля применимы только по отношению к металлическим резервуарам. Если у вас композитный баллон для хранения газа, так действовать нельзя из-за возможности повредить колбу и нарушить ее герметичность.
Плотность соединений и отсутствие утечек газа после присоединения редуктора проверяется с помощью мыльной пены, которая губкой наносится на все соединения (вентиль, накидную гайку, корпус редуктора, на соединение редуктора с отходящим шлангом).
Схема пожаробезопасности при работе с газовыми баллонами: (1-Не открывай вентиль резко! Струя газа наэлектризовывает горловину баллона и редуктор, может вызвать из воспламенение и взрыв;2- Не допускай нахождения на рабочем месте более 1 баллона с пропан бутаном; 3-Не реже одного раза в квартал проверяй предохранительный клапан принудительным открыванием; 4- проверка утечки газа )
Верхом неосторожности является проверка герметичности соединений с помощью спичек или электрического разряда.Обычно владельцев газовых баллонов не волнует замена вентиля на пропановом баллоне с последующей проверкой резьбы вентиля на течь, поскольку подобные операции производятся специалистами газозаправочных станций с применением специального оборудования
Сначала, нужно под контролем манометра наполнить тестируемый баллон газом с давлением 1,5-2 атмосферы. После этого на соединение наносится мыльная пена и немного приоткрывается кран. Если мыльные пузыри нигде не надуваются, то соединение герметично. Но если появляются хотя бы незначительные вздутия пены, то придется перекручивать вентиль заново.
Мангал из бочки
Бочку желательно найти почти такого же объема — 50-60 литров — это оптимальный размер. Причем диаметр ее не должен быть слишком большим: шампура обычно идут 50-60 см. Для того чтобы они плотно лежали на жаровне, должно оставаться не менее 10-12 см свободной длины. Вот и получается , что диаметр бочки не должен быть больше 40-50 см.
Мангал из бочки с крышкой. Изготовление до мелочей совпадает с процессом при использовании газового баллона
Если она шире, есть два выхода — сделать шампура по требуемым размерам или приварить с дальней стороны изнутри уголок, на который опирать их кончики. Много выиграть не удастся, но 5-6 см, в зависимости от размеров уголка, можно отыграть.
Бочки должны иметь стенки толщиной не менее 2-3 мм. Само-собой нельзя использовать емкости из-под ГСМ. Их ничем не выпалишь до такой степени, чтобы можно было готовить пищу.
Последовательность изготовления жаровни из бочки ничем не отличается от описанных выше. Само-собой уходит только подготовительный этап — наполнять водой нет необходимости. При очень отличающихся размерах, нужно будет вносить корректировки в разметку — в сторону уменьшения или увеличения — смотрите сами.
Из бочки тоже можно сделать самый простой мангал — к разрезанной вдоль емкости приварить ножки и нарезать по краям выемки под шампура
Делают из бочек очень функциональные мангалы — рядом добавляют емкость для угля или дров (тоже с крышкой). Один из таких есть на фото.
Мангал из бочки с емкостью для угля
Хотя, никто не мешает сделать такой же из баллона: рядом с 50-литровым пропановым прикрепить точно так же оформленный, но уже на 27 литров.
Мангал из пропановых баллонов с емкостью для угля или дров