Дополнительные рекомендации
Пошаговый способ помогает постичь основы рисования гуашью даже детям. Такие уроки позволят освоить это прекрасное творчество и научиться рисовать в определенной последовательности, правильно подобрать краски для отражения реальной красоты природы, представителей растительного и животного мира на холсте.
Создавать картины природы, как и рисунки на любую другую тему, необходимо с карандашного наброска. Проще всего рисовать, начиная с верхней части холста или листа бумаги. Как правило, вверху находится небо, которое по карандашным контурам окрашивается в синий цвет.
Горы изображаются коричневыми красками, а растительность – зелеными тонами. Деревья внизу изображают более светлой или темно-зеленой гуашью. Главное, чтобы цвета на картине выглядели как в реальности. Краски можно смешивать прямо на листе, периодически меняя воду. Для изображения тонких линий нужно правильно подобрать кисточку.
Пользуясь гуашью, необходимо придерживаться следующих советов:
- Приобрести гуашь можно в тюбиках или в баночках, каждый выбирает наиболее удобную для себя упаковку.
- Цвета нужно выбирать те, которые понадобятся для работы над картиной.
- Пробы нужно делать на палитре, только подобрав нужный цвет, переносить его на холст.
- Если краска трескается, в нее добавляют немного гуммиарабика и тщательно размешивают.
- Чтобы нанести следующий слой, нужно дождаться, пока высохнет предыдущий.
- Желательно после высыхания покрыть картину лаком.
Постигнув технику рисования, можно добиться успехов в художественном творчестве. Продвигаясь пошагово, от простого к сложному, начинающие художники постепенно овладевают техникой рисования гуашью. Ниже представлены видеоуроки, задача которых – помочь максимально точно изобразить выбранный сюжет на полотне. Такой поэтапный подход позволяет быстрее научиться работать с такими красками, как гуашь.
Уроки рисования гуашью для начинающих (2 видео)
Многие люди любят посещать картинные галереи и выставки, знакомиться с произведениями искусства в интернете. Большинство из них даже не мечтает научиться рисовать так же. Другие же позволяют себе не только мечтать об этом, но и предпринимают первые шаги к освоению начальных навыков. Для художников современности существует огромное количество различных материалов. Сегодня речь пойдет о гуаши.
Если вы хотите научиться рисовать, и у вас есть немного свободного времени, начните обучение в частной художественной школе. Уроки рисования гуашью можно также найти в глобальной сети, своим опытом на просторах интернета делятся многие профессионалы и любители. Эта статья предназначена для начинающих художников, она даст общее представление о гуаши, техниках рисования и особенностях работы с краской.
Восстановление засохшей гуаши
Вам будет интересно:Иванов Сергей Васильевич и его картины
Часто краска становится твердой, как камень. Естественно, рисовать ею невозможно. Но не стоит сразу же выбрасывать баночку с засохшей гуашью.
Для восстановления свойств краски нужно воспользоваться горячей водой. Немного кипятка наливают в гуашь и пытаются размешать содержимое. Можно работать ножом, аккуратно разрезая краску на кусочки, раздавливая их.
Можно на какое-то время поставить закрытую баночку около батареи отопления, если она горячая. Затем содержимое еще раз тщательно размешивают. По необходимости добавляют горячую воду.
Когда состав станет однородным, по консистенции напоминающим сметану, он готов к использованию.
Выбор кисти для рисования
Для работы с гуашью не подходят слишком мягкие кисточки. Лучше всего приобретать кисти из шерсти белки – они умеренно мягкие, имеют острый кончик, позволяют наносить тонкие мазки с четкими контурами. Но для больших рисунков такие изделия могут показаться недостаточно упругими, и работа замедлится. Также к минусам беличьих кисточек можно отнести слишком быструю истираемость.
Если гуашь развести водой до более жидкой консистенции, неплохо подойдет кисть из шерсти барсука. Для создания особых эффектов профессионалы иногда используют резиновые, силиконовые кисти, но для обучения детей и новичков они не подходят. Для рисования натюрморта также можно использовать поролоновые губки, валики, обычные бумажные салфетки. Некоторые техники предполагают работу ниткой вместо кисти.
Какую форму кисти выбрать для гуаши? Вот основные рекомендации:
- плоские – применяются для заливки фона, нанесения широких мазков, выполнения крупных деталей;
- круглые и овальные – универсальные, меняют толщину в зависимости от силы нажима;
- контурные – используются для прорисовки отдельных деталей;
- веерные – ими заливают фон, применяют в технике лессировки.
Рисуем розу гуашью | Изотика
Это работа кисти Игоря Левашова. Цветы у него всегда получаются очень тонкие и нежные. Ну а мы, основываясь на его картине попробуем нарисовать розу гуашью.
Возьмем для нашего рисунка только один самый ближний и крупный бутон. На листе ватмана формата А4 делаем набросок карандашом. Следите за тем, как изгибаются лепестки, когда рисуете основные контуры старайтесь искать в объекте простые геометрические формы, не нужно слепо копировать чужой рисунок или фотографию.
Когда набросок будет готов приступаем к работе красками. Покроем весь лист тонким слоем цинковых белил, я использую для этого большую плоскую кисть №18 из ушного волоса. Краска должна быть достаточно жидкая. Белила будут играть роль грунтовочного слоя, следующие слои краски будут ложиться плотнее и со слоем белил у нас наверняка не останется непрокрашенных участков листа. Цинковые белила более прозрачные чем титановые, или выражаясь профессионально обладают меньшей укрывистостью, поэтому карандашный рисунок будет виден сквозь слой краски. Примерно так:
После этого начинаем прорабатывать фон. Для фона я выбрала краплак красный. Наносим его широкими мазками в разных направлениях. Возле самого бутона цвет более темный и насыщенный, ближе к краям листа – посветлее, краска частично будет смешиваться с подстилающим слоем, если нужно добавляйте еще белила.
В нижней части листа наносим также тоновые пятна листьев зеленой краской
Обратите внимание, у художника на картине листья практически не прорисованы, только обозначены цветом, основной акцент сделан на бутоны, но при этом мы понимаем, что зеленые пятна – это листья
Теперь приступаем к самому цветку. Ищем на картине самые темные участки, чтобы лучше увидеть участки теней можно слегка прищуриться. Наносим самые густые тени на наш рисунок смесью охры с коричневым цветом.
Теперь ищем участки средних тонов и наносим их более светлым цветом, добавляем немного белил в предыдущую краску. При этом у нашего бутона есть участки разных оттенков, где-то розоватые, где-то желтоватые, добавляем в краску немного нужных цветов, чтобы получит разные оттенки. Места перехода между тенями в основном должны быть плавные, за исключением падающих теней. Границы для этого можно размывать чистой и чуть влажной кистью.
Рисуем еще более светлые участки, еще сильнее осветляя краску с помощью белил. На нижних и крайних слева лепестках оттенки более холодные, чтобы получить их добавим капельку синей краски, но только совсем немного, в гуаши синий цвет обычно очень сильный, не переборщите.
Теперь пройдемся по самым светлым участкам белилами с буквально каплей охры, чтобы слой краски на всем рисунке был равномерный.
Даже в таком виде наша роза уже достаточно хороша. Но давайте еще раз пройдемся по всем теням, усилим тоновые пятна, добавим еще холодных оттенков, уточним форму лепестков. Практически мы еще раз проделываем всё то же самое, повторяем процесс от самых глубоких теней до самых светлых участков, но уже более детально и точно. Используйте если нужно тонкую кисть, например чтобы уточнить тонкие тени под лепестками.
Чистыми белилами нанесем на лепестки блики, в тех местах, куда сильнее всего попадает свет. Теперь осталось только доработать и уточнить фон. Усиливаем фоновый цвет вокруг цветка, чтобы выдвинуть бутон на первый план. Листья под самым цветком сделаем более темными, туда падает тень от нашего бутона.
Обозначим в некоторых местах зубчатые очертания листьев смесью зеленой и коричневой краски, белилами смелыми мазками нанесем на листья блики. И наш рисунок готов.
Метки: гуашь, живопись, как рисовать гуашью, как рисовать цветы, уроки рисования, цветы
Техники нанесения
Существует несколько техник нанесения краски. Можно выбрать для себя удобные и следовать им:
Влажное по сухому. В этой технике рисуют сухой жесткой кистью. Распространенная техника в рисовании гуашью. Мазки четкие и яркие. Это удобно использовать для внесения исправлений;
Сухая жесткая кисть
Маскировка. В этой технике используется маскировочная жидкость. Если в композиции имеются участки, которые должны быть белыми, то они покрываются этой жидкостью. Образуется пленка и по этим участкам можно спокойно рисовать. В конце краска стирается вместе с пленкой и нужные детали белые. Традиционно эта техника применяется в рисовании акварелью, поэтому в магазинах можно увидеть бутылочки с этой жидкостью в разделе «Маскирующая жидкость для акварели»;
Техника маскировки
Влажное по влажному. Эта техника любима художниками-акварелистами. Таким методом рисуют дымку и другие подобные явления. Имея в виду особенность гуаши, необходимо развести краску больше, чем обычно, нанести ее и затем быстро наложить разведенную краску другого цвета. Так они будут расплываться и создавать формы с размытыми краями. Если они не размылись, то значит первый слой успел высохнуть или краска недостаточно была разведена. Можно попробовать сначала увлажнить бумагу, но не сильно;
Акварель на влажном листе
Разбрызгивание. Легкий способ создать мелкие детали: гальку, листья и многое другое. Для этого берется маленькая щетинная кисть, макается в краску, щетинки оттягиваются и отпускаются. Чтобы не испортить весь рисунок брызгами, делается покров из газеты или бумаги. Им накрывается та часть, которая не должна быть испачкана;
Техника «разбрызгивание»
Тюльпаны
Лада – основатель и ведущая творческого канала «Любимое дело». В этом видеоуроке она покажет, как рисовать тюльпаны гуашью. Расскажет о подготовке красок для работы, постепенном их нанесении на лист и создании фона. Бумагу Лада прикрепила к плотному картону. Основные цвета для работы: зеленый, белый, красный, желтый, синий. В ролике приводятся этапы по проработке единой композиции с последовательным выполнением элементов, прорисовка тюльпанов и смешивание цветов для создания оптимального оттенка, формирование текстуры изображения путем применения различных видов гуаши. В заключении зрители могут посмотреть на готовый результат.
Виды гуаши
Гуашь не является краской, обладающей универсальными свойствами. Основа гуаши остается неизменной, но отличаются компоненты в ее различных видах, которые и создают разнообразные эффекты.
1 / 3
Плакатная
1 / 3
Эту краску применяют для изготовления плакатов, театральных декораций. В ее состав включены яркие пигменты и клей, обеспечивающий стойкость. Она быстро сохнет. Благодаря каолину в составе рисунки не выгорают. Плакатной гуашью рисуют на холсте, фанере и картоне.
Художественная
1 / 2
Такой тип относят к профессиональным краскам. С ее помощью можно писать картины большого размера. Ее свойства — матовая бархатистость и высокая покрывающая способность. Одного мазка достаточно для создания яркого насыщенного цвета.
Акриловая
Этот вид гуаши можно встретить не так часто, как остальные, но она обладает совершенно уникальными свойствами. Краску можно наносить на любые поверхности, при этом рисунок выходит яркий и стойкий, ему не страшны даже механические повреждения.
Флуоресцентная
1 / 2
Введенные в состав пигменты делают краски яркими и наделяют свойствами свечения под ультрафиолетовыми лучами. Неоновые краски сами светятся в темноте. Такой вид красок нужно наносить на основу белого цвета, что связано с низкой кроющей способностью.
Как создать фон для гуаши?
Для прорисовки фона используется два метода:
- Художник делает набросок карандашом, а затем закрашивает контуры, начиная с темных элементов. Заполняется контур без нажима от края к центру, далее от центра к другому краю. Ориентиром для определения нужной густоты краски может служить консистенция негустой сметаны. Этот способ подходит для работы с небольшим рисунком.
- Если поверхность большая, то лучше использовать метод заливки, когда сначала пишется фон, и только потом прорисовываются детали. Чаще всего фон состоит из двух-трех цветов. Для пейзажа, к примеру, используется цвет неба в верхней части картины, цвет земли в нижней части, а посередине наносится самая светлая полоса.
Флуоресцентная гуашь
Флуоресцирующие гуашевые краски активно находят применение в работе по оформлению декора театральных спектаклей. В ультрафиолетовых лучах, зеленых, синих и фиолетовых, эта гуашь способна флуоресцировать. В этих лучах флуоресцентная краска увеличивает степень яркости цвета, что дает хороший декоративный эффект в темноте театрального зала.
Как и все гуашевые краски, при работе флуоресцентная гуашь может быть разбавлена водой. К сожалению, кроющая способность их не так велика. В связи с этим такие краски в работе следует использовать уже на загрунтованной поверхности. Еще одним недостатком флуоресцентных гуашей является их невысокая водостойкость, это не позволяет использовать флуоресцентные гуаши на открытых пространствах.
Недостатки – ключ к оригинальности объекта
Объекты рисунка должны быть оригинальными, а не просто узнаваемыми
«Кроме того, что объект должен легко читаться он должен быть уникальным в своем роде», – считает фон Рюден. Странности и несовершенства добавляют рисунку оригинальности. На нем возникает некая история, которую зритель может для себя открыть.
На рисунке выше вы видите три разные моркови. Первая морковь – это то, что нам сразу же приходит на ум при мысли о предмете. Второй пример – реалистичное изображение моркови с детализированными бугорками и складками, которые вызывают интерес. В третьем примере фон Рюден пошел дальше и изобразил непривычный нам образ моркови. «Используйте особенности объектов и превращайте обычные предметы в нечто фантастическое», – говорит Тим.
Интересные идеи для начинающих
В детстве интересно рисовать все. Как маленькие акыны от изобразительного искусства, дети что видят — то рисуют. Из-под кисти юных художников в ярких красках появляются бабушкин огород, школьная учительница в их представлении, соседский питбуль и папа, вкручивающий лампочку.
Восприятие во взрослом возрасте притупляется. Среди обыденных вещей и дел трудно найти образ, который поразит воображение, и его захочется запечатлеть в красках.
Пробудить художественную фантазию помогут следующие идеи:
- посмотреть старые фотографии или детские рисунки, вспомнить, что нравилось рисовать в детстве — людей, животных, смешные карикатуры;
- поискать картинки в интернете на выбранную тему и попробовать воспроизвести с помощью различных приемов рисования;
- нарисовать простую или любимую вещь с натуры — антикварную вазу, автомобиль, книгу;
- обратиться к классическим сюжетам — купить разных фруктов и нарисовать натюрморт с игрой света и тени, изобразить комнатное растение или букет.
Рисовать можно с натуры или с фото: домашних животных, любимых звезд кино и эстрады. Любителям искусства будет интересно воспроизвести мировые шедевры — картины в стиле поп-арт Энди Уорхола, портрет Мэрилин Монро, Мону Лизу, «Крик» Эдварда Мунка или «Звездную ночь» Ван Гога. При этом не обязательно добиваться точного сходства и копировать технику авторов. В результате получатся неожиданные и даже смешные картины.
Особенности
Гуашь происходит от французского слова, означающего «непрозрачный», ведет свое происхождение от средневековья. Для подготовки иллюстрированных рукописей, художники стали вводить клей в пигменты на водной основе. Со временем живописцы обнаружили, что добавление порошка мела или цинковых белил в непрозрачную краску обеспечивает хороший маскирующий слой. Есть много нетрадиционных примеров использования гуаши на протяжении всей истории с хорошим эффектом – это работы Дюрера, Дега, Ван Гога, Пикассо, связанных с этой универсальной краской.
Непрозрачность
Гуашь непрозрачна и производится в основном так же, как и прозрачная акварель. Краски состоят из пигмента, смачивающего агента и связующего вещества, но гуашь дополнительно получает инертный белый пигмент и более высокие уровни концентрации пигмента. В результате получается гладкая нетрадиционная матовая поверхность, которая временами кажется необычно бархатистой. Гуашь часто используется для рисования в сочетании с другими материалами на водной основе — акрилом, прозрачной акварелью, чернилами и маркерами, а также в сухой среде — с пастелью и цветным карандашом. Поскольку пигмент тонко измельчают, краска также хорошо подходит для использования в аэрографии.
Сходство с акварелью
Гуашь напоминает акварель внешним видом и на палитре, но поведением в процессе окраски она ближе с маслами и акрилом. Прозрачные акварельные работы постепенно накапливают слои прозрачного пятна от светлого к темному тону. Гуашью работают путем создания непрозрачных мазков, которые лежат на поверхности. Плотность и непрозрачность позволяет наслаивать светлые тона на более темные оттенки – это качество способствует своеобразному подходу к живописи.
Время высыхания масляной краски исключает ее использование в прикладной живописи – сушка происходит почти мгновенно.
Растворимость в воде
Если акриловые краски становятся полностью нерастворимыми и непроницаемыми при высыхании, то гуашь легко растворить водой. Нетрадиционным свойством является возможность смешивать уже высохшие цвета мягкой влажной щеткой – это позволяет добиться тонких эффектов затенения или колоссальных изменений на протяжении всего процесса рисования. Подмалевки в работе можно выполнять смешиванием упругого, акрилового матового красителя с гуашью.
Рисунки гуашью для младших школьников: пошаговые инструкции
Гуашь – материал, предоставляющий неограниченные возможности для детского творчества: от раскрашивания окон снежными узорами до создания настоящих картин на холсте. Начните с самых простых элементов, а чтобы получить интересные эффекты и фактуры, применяйте разные техники рисования гуашью для детей:
- «сухой» мазок – сухая кисть опускается непосредственно в краску;
- разведение красок водой;
- нанесение мастихином;
- пальчиковая техника;
- использование губок, мятой бумаги и т.д.
Елочка гуашью
Рисование гуашью с детьми начинаем с самого простого – хвойного дерева:
- Сделайте набросок. Тонкими линиями нарисуйте конус.
- Наберите темно-зеленую краску. Тонкой кистью сделайте зигзагообразную ломаную линию внутри конуса, не доходя до его границ – от вершины сверху вниз («скелет» веток).
- По контуру линии нанесите мазки, обозначая силуэты веток. Высушите слой.
- Приступайте к внешним веткам. Для них возьмите чисто зеленую гуашь. От центральной оси вдоль веток проведите линии, загибающиеся кверху. Штрихами разной длины сделайте пушистые боковые веточки.
- Вы получите светлый оттенок зеленого, смешав на палитре с белилами. Этой краской нарисуйте ветки, смотрящие вперед. Сделайте мелкие мазки вдоль ствола (центральной оси) дерева.
Несколько слоев веток и использование разных оттенков делает вашу елочку объемной и реалистичной. Научившись рисовать отдельные деревья, ребенок готов перейти к более сложной работе – пейзажу.
Осенний пейзаж
Попробуем выполнить гуашью осенний пейзаж:
- Займитесь фоном. Мастихином и плоской жесткой кистью нанесите краску синего, голубого и светло-голубого цветов на верхние 2/3 листа. Вы получите нужные оттенки на палитре.
- Создайте перспективу: дальние деревья нарисуйте силуэтами, без детализации. Жесткой кистью сделайте мазки разными красками: желтые, коричневые, темно-зеленые.
- Нарисуйте дорогу, уходящую вдаль – зауженную кверху.
- «Оживите» дорогу после высыхания краски: на палитре смешайте зеленую, синюю краски. Нанесите мазки – отражение неба.
- Схематично нарисуйте деревья вдоль дороги – коричневые стволы и ветви. Дальние элементы сделайте тонкими и менее насыщенными.
- Жесткой сухой кистью наберите желтую гуашь и обозначьте листву. Подчеркните объем, нанеся мелкие штрихи оранжевой, коричневой, зеленой краской. Чем ближе дерево, тем детальней проработайте кроны.
- Более крупными мазками нарисуйте опавшую листву вдоль дороги.
Алые маки под дождем
Продолжаем рисовать природу гуашью:
- Начать необходимо с фона. Потребуются краски желтого, зеленого, белого и синего цветов. Возьмите мастихином ультрамариновую гуашь и нанесите по диагонали в верхней части листа несколькими мазками. Смочите плоскую кисть №12 и размажьте цвет примерно на 2/3 листа.
- Сотрите мастихин тряпочкой и возьмите зеленую краску. Нанесите на нижнюю треть бумаги диагональными мазками. Продолжите работу чистой влажной кистью штрихами разной длины (трава).
- Просушите. Возьмите круглую кисть №3, желтой краской сделайте штрихи по зеленому фону.
- Для прорисовки синего фона (неба), смешайте на палитре ультрамарин с белилами. Нанесите голубые и белые мазки, имитируя дождь.
- Когда фон высохнет, займитесь цветами. Подготовьте баночки с алой, желтой, черной, белой краской. На переднем плане нарисуйте крупные маки: два дугообразных мазка красной гуашью формируют нижнюю часть цветка, головку сделайте волнистым полукругом. Повторите несколько раз.
- Детализируйте лепестки, дав им высохнуть. Желтой краской прорисуйте нижние лепестки и сердцевину. Белыми мазками оживите верхушки.
- Черным сделайте точечки в сердцевине.
- На заднем фоне ставьте мелкие схематичные маки алой гуашью.
- Нарисуйте веточки, листики – по желанию.
Не бойтесь давать ребенку разные задачи: если он освоил технику рисованию гуашью, ему по силам и детские картинки, и вполне серьезные работы.
Рисуем поэтапно кувшинки на воде красками на бумаге
Этот рисунок понравится не только детям, но и взрослым. Мы будем создавать картинку с изображением кувшинок. Рисовать будем гуашью. И первое что необходимо сделать – это создать фон, нанеся на весь лист бумаги темно синюю краску.
Затем берем зеленую краску и наносим ее поверх синей. Но не вторым слоем, а размываем в нижней и верхней частях рисунка. Кисточка при этом должна быть влажной.
Аналогичным образом втираем в верхней части рисунка белую краску. Влажной кисточкой размываем ее поверх основного фона.
На следующем этапе надо будет нарисовать листочки кувшинок. Для этого смешиваем три цвета: белый, зеленый и синий, и получившемся оттенком рисуем овалы, которые в дальнейшем станут листьями.
Теперь смешиваем белый с зеленым и желтым. Этим оттенком прорисовываем контуры по краям листьев.
Смешиваем белый и темно синий цвет. Аналогично добавляем к листьям несколько мазков.
И завершающим этапом станет добавление поверх каждого листа зеленого цвета. но немного.
Затем смешиваем синий цвет с коричневым и обводим получившимся оттенком каждый листок. Одновременно с этим на воде этим же цветом прорисовываем полоски.
Теперь синий цвет смешиваем с белым и делаем блики на воде. В нижней части рисунка их больше, а в верхней – это задний план, поменьше.
Листья готовы, теперь необходимо нарисовать цветы кувшинки.
Рисуем кувшинки
Смешиваем белый с розовым, добавляем чуть-чуть синего. Получившемся оттенком прорисовываем лепестки цветка кувшинки. Каждый лепесток наносим отдельным мазком.
Затем по краю каждого лепестка делаем мазки белым цветом для придания цветку объемности.
Это были лепестки, которые видны с внутренней верхней стороны. Теперь рисуем наружные лепестки. Это второй ряд. Добавляем больше розового, что бы оттенок был более насыщенным. Наносим следующую группу лепестков. После того, как нарисовали эти лепестки, по их краю так же прорисовываем белым.
В этот цвет, которым рисовали второй ряд лепестков добавляем немного белого. Этим уже более светлым оттенком рисуем третий ряд лепестков.
Смешиваем розовый, белый и синий цвет, рисуем последний ряд лепестков. Добавляем больше синего цвета и оттеняем края лепестков.
Этим же цветом под цветком рисуем блик или его отражение на воде. Затем синим отделяем цветок от этого блика.
Светло розовым рисуем рядом нераскрывшийся бутон. Коричневой краской добавляем на листья тень и влажной кистью немного размываем ее.
Светлым оттенком добавляем контуры на несколько лепестков, полоски на воду, где тень от цветка. Это были последние штрихи. В результате получили такую вот замечательную картинку.